Заморозка цен на топливо порадовала водителей, но сильно ударила по независимому бизнесу. В конечном итоге, цены все равно будут расти.
60% автозаправочных станций в России принадлежит частным компаниям. Заморозку цен можно сравнить с временным «латанием дыр», которое может обернуться дефицитом, а затем и взрывным ростом цен на бензин.
Подорожание топлива не сходит с первых полос газет. Проблему активно обсуждают эксперты, о ней пишут и активно высказываются на федеральных каналах журналисты.
Как формируются цены на топливо?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в механизме работы рынка нефтепродуктов в России.
Вполне очевидным является то, что розничные цены напрямую зависят от оптовых. Однако порядок образования цен на российском рынке нефтепродуктов кардинально отличается.
Оптовые цены устанавливает товарно-сырьевая биржа Санкт-Петербурга. На ценообразование влияют спрос и предложение. Установка розничной цены происходит в директивном порядке.
До апреля 2018 розница всегда подчинялась непреложному правилу «минус инфляция», но весной розничный ценник резко пополз вверх.
Если крупные игроки рынка (Роснефть, Газпромнефть) могут позволить себе перераспределение доходов в оптовый сектор и получение наиболее рентабельных мест для открытия заправок, то независимые игроки, которых около 60%, должны придерживаться позиции «у нас дешевле, чем у ВИНК».
ВИНК — вертикально интегрированные нефтянные компании.
Выдержать неценовую конкуренцию с Роснефтью – практически невыполнимая задача. Поэтому на российском розничном рынке действует директивное установление цен. Это только усиливает диспаритет между оптовым и розничным сегментом.
В связи с фиксацией цен заниматься затыканием дыр в топливной инфраструктуре придется ВИНК. Как только спрос превысит предложение, возникнет дефицит нефтепродуктов.
Чтобы минимизировать его, ВИНК отменит режим «заморозки» и повысит розничные цены.