Сегодня российская экономика страдает от низких технологических инноваций.
После распада Советского Союза российские расходы на научные исследования и разработки остались на уровне чуть более 1 процента ВВП по сравнению со средним показателем ОЭСР в 2,3 процента.
Тем не менее, Правительство России считает проекты технологического развития ключевыми для достижения стратегических целей.
Помимо развития своих военных технологий, Россия работает над гражданскими техническими сделками с развивающимися странами, где она сталкивается с конкуренцией со стороны США и Китая.
Традиционная технологическая мощь России — военная техника, больше не дает решающего преимущества, которое она когда-то имела.
В 2018 году наблюдается рост дипломатических усилий России по использованию невоенных технологий в качестве козыря для поддержки стратегических партнерств в условиях конкуренции США и Китая.
На сегодняшний день Россия подписала меморандумы о взаимопонимании (MOU) по сделкам о передаче невоенных технологий с Суданом, Монголией, Зимбабве и Египтом. Это больше, чем в прошлом году, когда Россия подписала только один меморандум с Венесуэлой.
Все больше отдаляясь от Запада, Россия превратилась в развивающийся мир как потенциальный рынок для экспорта технологий. Эти технические соглашения играют решающую роль в стратегии глобального вовлечения России, и Кремль многое сделал для их продвижения.
Например, в случае с ИННОПРОМОМ в июле 2018 года в Екатеринбурге Россия приложила много усилий для проведения мероприятия, на котором были продемонстрированы российские технологии и промышленность.
Однако Россия сталкивается с конкуренцией со стороны Китая в определении сфер влияния в развивающихся странах, как за пределами, так и на периферии Запада.
Четыре страны, с которыми Россия подписала гражданские технические Меморандумы о взаимопонимании в 2018 году – Египет, Монголия, Судан и Зимбабве являются областями конкурирующего влияния между Россией, США и Китаем.
В мае была достигнута договоренность с Египтом о создании промышленной зоны в районе Суэцкого канала, в которой будет производиться высокотехнологичная продукция высокого качества. Эта сделка направлена на развитие металлургии, доставку железнодорожных вагонов и развитие атомной энергетики в Египте.
Другие три страны — это места, где Россия сталкивается с конкуренцией Китая.
Монголия, союзник Советского Союза времен холодной войны, теперь политически, экономически и в военном отношении сбалансирована между Китаем и Россией.
Все три страны являются частью коридора Китай-Россия-Монголия, инициированного китайцами в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Китай является одним из самых важных торговых партнеров и инвесторов Монголии, но Россия работает над утверждением своего экономического присутствия там.
Ранее этим летом, в Монголии проходила выставка «Российско-Монгольская инициатива 2018». Это мероприятие было направлено на укрепление стратегического партнерства между двумя странами. Инициатива предоставила российским компаниям возможность продемонстрировать широкий спектр гражданских технологий, от сельского хозяйства до промышленных товаров.
Россия также заключает сделки со странами, где она сталкивается с конкуренцией со стороны Китая на африканском континенте.
Запад уже давно считает Судан государством-изгоем из-за злоупотребления правительством этой страны правами человека и участии в войнах, что делает эту африканскую страну открытой как для российских, так и для китайских рынков.
Китай использовал свое миротворческое присутствие в Судане для установления влияния государственной китайской национальной нефтяной компании на энергетический сектор страны.
Россия, возможно, использует свое технологическое соглашение по зерновому оборудованию для аналогичной поддержки своей более широкой политики, пытаясь усилить свои позиции в Северной Африке.
Маловероятно, что Россия сможет ликвидировать разрыв в конкуренции только за счет сделок по передаче технологий, особенно с учетом того, что российские усилия по стимулированию инвестиций в специализированные зоны имели ограниченный успех в самой Российской Федерации.
Но Россия будет использовать сделки с гражданскими технологиями в качестве одного из нескольких инструментов для определения своей независимой позиции и вызова западному «международному порядку», опираясь на свое обширное наследие научно-технических достижений.