Во 2-м квартале 2018 года стоимость малого бизнеса выросла, но теперь она снова упала. Дорожают в цене только интернет-компании.
Интернет-сервис «Юла» решил выяснить, какой бизнес в III квартале 2018 года покупали и продавали россияне.
Большинство сделок пришлось на покупку уже готового бизнеса (96%). Желающих войти в долю или воспользоваться франшизой было катастрофически мало – по 2%.
Средняя стоимость малого бизнеса в России составляет 505 000 рублей. Это на 21% меньше, чем во втором квартале – 640 000 рублей.
Тенденция коснулась практически всех областей, больше всего досталось предприятиям общественного питания. Их средняя стоимость снизилась до катастрофических значений – 355 000 рублей (-41%).
Автомойки, станции техобслуживания продаются на 32% дешевле, салоны красоты – на 31%.
Интернет-проекты, наоборот, укрепили свои позиции почти на 50%. Средняя стоимость такого бизнеса – 394 000 рублей.
Кстати, во втором квартале наблюдалась совершенно иная тенденция. Интернет-бизнес дешевел, а магазины, общепит и автомойки дорожали.
Что продают и покупают россияне?
Рейтинг востребованности различных сфер бизнеса не изменился. Наибольшим спросом по-прежнему пользуются:
- Небольшие киоски, частные магазины – 41%.
- Парикмахерские и салоны красоты – 15%.
- Предприятия в сфере общественного питания: кафе, бары, рестораны. Спрос на них составляет 13%.
Практически никому в России сегодня не интересен строительный бизнес (3,4%), хотя спрос на недвижимость, особенно в больших городах, всегда есть.
Отели и хостелы, гостевые дома месяцами простаивают на досках объявлений (2,1%). Ситуация с сельскохозяйственными предприятиями не лучше – 1,1%.