За семь лет число банкротств в России выросло на 41,5%. Эксперты не связывают рост с экономическими причинами.
Семь лет назад юридических лиц, признанных банкротами, было 25 855. Сегодня этот показатель достиг 36 596, рост составил 41,5%.
«Мы видим, что многие фирмы идут на банкротство осознанно, чтобы списать свой долг. Тех, кто потерпел фиаско из-за неправильной бизнес-модели, по другим объективным причинам – не более 10%», – отметил замдиректора ФНС Константин Чекмышев.
Например, 70% должников запускают процедуру банкротства уже без имущества, активы продаются в 4-5 раз дешевле их рыночной стоимости. В результате, кредиторы могут рассчитывать максимум на 5% задолженности.
Процедура реабилитации назначается в 1,2% случаев, из которых успешных – не более 0,2%. Полноценное оздоровление предприятия удается осуществить только в одном случае из 500.
В марте 2019 года Конституционный суд РФ и президиум Верховного суда утвердили изменения в режиме банкротства юридических лиц, у которых нет активов.
Круг лиц, на которые могут возложить расходы, расширили. И в то же время, за ФНС и другими кредиторами оставили право предъявления претензий к лицам, контролирующим «пустые» компании после списания задолженности.
По мнению адвоката, партнера организации «Ковалев и партнеры» Сергея Кислова, сами предприятия не горят желанием пройти процедуру оздоровления и как-то спасти бизнес.
«Основная проблема заключается в том, чтобы создать в нашей стране такой бизнес-климат, в котором все предприниматели будут возвращать долги ответственно. А также вести предпринимательскую деятельность, четко осознавая все страхи и риски. А у нас что происходит? Компания закрывается, потому что стала банкротом, и старательно «подчищается». В результате, кредиторы получают не более 3%», – добавил Кислов.