Современный мир меняется быстрее, чем это было еще каких-то двадцать, десять и даже пять лет назад. Следовательно, появляется необходимость быстрой и адекватной реакции на новые вызовы, с которыми сталкивается организация.
Основные проблемы современных организаций:
- Глобальная конкуренция;
- Потребность в мгновенной и обоснованной реакции на изменения в окружающей среде и нуждах потребителей;
- Необходимость следования нормам корпоративной социальной ответственности;
- Управление виртуальной командой;
- Поддержание разнообразия рабочей силы внутри организации.
Развитие массовых коммуникаций, в первую очередь, конечно, Интернета, а также усиление доступа организаций к ресурсам – все это в какой-то степени уравнивает шансы организаций на успех в конкурентной борьбе. Точно так же обстоит дело и с потребителями, вкусы и предпочтения которых становятся достаточно универсальными.
К примеру, потребители в Юго-Восточной Азии, Европе или Америке при прочих равных условиях отдадут предпочтение одним и тем же маркам автомобилей класса люкс, брендам одежды или сетям ресторанов быстрого питания.
То есть люди чувствуют себя в какой-то степени как дома, независимо от пребывания в той или иной стране, части света или континенте.
Аналогично обстоит дело и с организациями, которые могут размещать свои филиалы, производственные мощности в различных частях света.
Зачастую такие организации являются крупными холдингами, имеют дивизиональную организационную структуру управления.
Примером является российская компания «Северсталь», которая имеет три дивизиона: «Северсталь Российская Сталь» (компания, большинство предприятий которой расположено в России), «Северсталь Ресурс» (работает в Африке) и «Северсталь Интернэшнл» (работает в США).
Этот пример очень ярко характеризует такую современную проблему организаций, как глобальная конкуренция, которую мы указали первой.
Для успеха в глобальной конкурентной борьбе зачастую необходимо присутствие на различных континентах. Это делается по разным причинам: для близости к потребителю, оптимизации логистических процессов и так далее.
Если говорить о второй проблеме – необходимости соблюдения норм КСО, то здесь имеется в виду, что нужно следовать законодательным актам (не нарушать закон) и приносить пользу местным сообществам, на территориях которых присутствует данная организация.
Еще одной актуальной проблемой организаций является необходимость в быстром реагировании на изменения во внешней среде и на запросы клиентов.
Примером быстроты реагирования могут являться продукты компании Apple, которая регулярно выпускает новые модификации своих товаров, или компании Canon, которая также достаточно часто апгрейдит свои фотокамеры.
Кроме того, ярким примером является регулярное усовершенствование моделей автомобилей многими автопроизводителями – рестайлинг. Такие обновления происходят раз в 4-5 лет и чаще.
Следующая проблема – управление автоматизированным рабочим местом, которое все чаще представляет собой виртуальную команду. Под такой командой понимаются люди, которые территориально находятся на отдаленном расстоянии друг от друга.
Примерами организаций, которые грамотно управляют виртуальными рабочими командами, являются такие известные интернет-аукционы, как Ebay и Amazon, а также многие организации, занятые в IT-сфере, в частности, Electronic Arts.
Заключительная проблема — поддержание многообразия рабочей силы.
Эта концепция предполагает, что в организации представлены сотрудники различных национальностей, зачастую имеющие разные гражданства, цвет кожи, вероисповедание, культурные традиции.
Но если они входят в одну организацию, то должны работать на достижение одной цели, следовательно, людьми как-то нужно управлять, учитывая их культурное и иное разнообразие.
Примерами организаций, которые научились эффективно управлять такой рабочей силой, также являются крупные холдинги, транснациональные корпорации, а также некоторые образовательные учреждения.
Отличным примером здесь могут служить гарвардские университеты.
При подборе кандидатов на вакантные должности они всячески способствуют тому, чтобы было отобрано как можно больше людей, представляющих различные возрастные, гендерные, национальные и культурные группы.