Нестандартное мышление, навыки командной работы, поиск новых решений… Все эти качества присущи людям, которые стали успешными предпринимателями.
Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и Российской ассоциации бизнес-образования, рассказал журналистам, у кого больше шансов стать успешным бизнесменом в России, почему одной профессии недостаточно и что нужно изменить в российских вузах.
Во-первых, нет никакой закономерности между гуманитарным или техническим складом ума и становлением человека как предпринимателя.
Современное высшее образование в России должно ориентироваться на проектный подход. Вместо лекций – практические проекты, вместо скучных магнитофонных пересказов текста – реальный опыт работы.
Мясоедов объяснил, что за последнее десятилетие в Соединенных Штатах 80% прироста рынка труда основано на профессиях, которых вообще не существовало в прошлом веке. А значит, нельзя загонять высшее образование в стандарты XX века (лекции, семинары, экзамены). Необходимо показать студентам, как можно учиться самостоятельно.
В 19-20 веке на багаже полученных знаний можно было работать до конца жизни. Сейчас нужно быть готовым к так называемому life-long-learning – постоянному обучению и регулярным изменениям.
Гибкость – одна из важнейших черт современного предпринимателя.
Эксперт добавил, что несмотря на сложности, предпринимательство в России активно развивается. За последние 15 лет произошел уверенный прогресс в таких сферах, как розничная торговля, туристический бизнес, производство продуктов питания и товаров народного потребления.
Тот факт, что страна входит в состав G20, говорит о высоком уровне развития правового, социально-экономического институтов.
На вопрос, в какой именно поддержке нуждается российский бизнес, Мясоедов ответил:
«Наш бизнес нужно охранять от силовиков и произвола чиновников, утомительных проверок. Как правило, под словом поддержка подразумевают финансирование. На мой взгляд, это важный, но далеко не главный фактор развития. Сделайте профессию предпринимателя уважаемой и почитаемой на всех уровнях. Бизнесмен – не «кровосос», который присваивает себе «навар», а человек, стоящий у руля новых производств, новых рабочих мест и налоговых поступлений».