
Усилия Nissan Motor Co. по получению кредита под залог правительства Великобритании поднимают вопрос о том, будет ли Япония вынуждена вмешаться и поддержать испытывающего трудности японского автопроизводителя.
Это было бы необычно, но не беспрецедентно.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии осуществляло надзор и поддержку местных компаний в прошлом, начиная с финансовой поддержки бюджетного перевозчика Peach Aviation Ltd. в 2011 году и заканчивая помощью в консолидации бизнеса по производству ЖК-панелей в Japan Display Inc. в следующем году с целью создания более сильного глобального конкурента.
«Если финансовое положение Nissan станет еще более серьезным, у японского правительства не будет другого выбора, кроме как принять меры. Может быть использовано промежуточное финансирование», которое может позволить Nissan ограничить масштабы своей внутренней реструктуризации», — сказал Сэйдзи Сугиура, старший аналитик Tokai Tokyo Intelligence Laboratory Co.
На данный момент, однако, кажется, что на помощь придет Великобритания вместе с инвесторами на рынках долгового капитала.
Nissan стремится получить синдицированный кредит в размере 1 миллиарда фунтов стерлингов (1,4 миллиарда долларов), гарантированный UK Export Finance, сообщило в среду агентство Bloomberg News после ознакомления с внутренними документами компании. Это часть более широкого плана по привлечению более 1 триллиона иен (7 миллиардов долларов) от продажи долгов и активов, учитывая, что автопроизводитель столкнется с огромной стеной погашения кредитов в следующем году.
Различные финансовые учреждения выстроились в очередь, чтобы внести свой вклад в этот механизм, который станет одним из крупнейших компонентов запланированного Nissan сбора средств. UK Export Finance, правительственный орган, который помогает британским предприятиям экспортировать товары и услуги путем предоставления финансовой поддержки, в прошлом помогал с финансированием строительства высокоскоростных железных дорог в Турции и инфраструктуры в Анголе.
Расширение спасательного круга для Nissan имеет смысл, учитывая, что японский автопроизводитель управляет крупнейшим британским автопроизводящим хабом в Сандерленде. Nissan обязался увеличить производство электромобилей с инвестициями в размере 2 миллиардов фунтов стерлингов, и британское правительство приветствовало этот проект как вотум доверия автомобильной промышленности страны после многих лет неопределенности после Brexit.
«Великобритания пытается защитить Сандерленд», — сказал Сугиура.
Nissan также может привлечь деньги, продав часть своей доли в размере около 20% в производителе аккумуляторов AESC Group Ltd., который базируется в Японии, но контролируется в основном китайскими интересами. Ранее в этом месяце AESC объявила о планах по строительству второго завода по производству аккумуляторов в Сандерленде после получения финансовой поддержки от UK Export Finance и Фонда национального благосостояния, а также других инвесторов.
Недавняя торговая сделка между Великобританией и США также может дать некоторую отсрочку Nissan, если она сможет экспортировать автомобили из Сандерленда, который имеет годовую мощность 500 000 единиц, по более низкой тарифной ставке. Введенный президентом США Дональдом Трампом в апреле 25% налог на все автомобили, ввозимые в США, бросил длинную тень на большинство мировых автопроизводителей. Это будет особенно болезненно для Nissan, учитывая его шаткое финансовое положение.
В Японии к предприятиям Nissan, которые могут уйти под нож, относятся заводы в Оппаме и Хирацуке, недалеко от штаб-квартиры Nissan в Йокогаме, сообщили источники, знакомые с этим вопросом. Они составляют около 30% внутреннего производства Nissan, что вызывает опасения, что их закрытие может вызвать широкомасштабные экономические проблемы.
«Закрытие заводов неизбежно повлияет на широкий спектр смежных отраслей, включая поставщиков и логистику, представляя серьезный риск для региональных экономик. В таких обстоятельствах Nissan должен активно искать финансирование на наиболее выгодных условиях — не только через облигации и синдицированные кредиты, поддерживаемые правительством Великобритании, но и через широкий спектр вариантов финансирования», — сказал аналитик Bloomberg Intelligence Тацуо Йошида.
Действительно, комплексные планы по сбору средств подчеркивают быстро ухудшающееся финансовое и операционное положение Nissan, несмотря на усилия главного исполнительного директора Ивана Эспиносы по оздоровлению компании. Ранее в этом месяце Эспиноса представил варианты совету директоров с целью обеспечить некоторое финансирование в течение квартала, который закончится 30 июня.
Предложение, которое также должно включать в себя пролонгацию части долга, по-видимому, еще не было одобрено советом директоров Nissan, поэтому неясно, произойдет ли это.
В дополнение к сбору средств, Эспиноса объявил ранее в этом месяце о планах ликвидировать 20 000 рабочих мест и закрыть семь из 17 заводов Nissan к марту 2028 года. Nissan имеет достаточный капитал в размере около 2,2 трлн иен наличными и кредитами, чтобы хватило на следующие 12-18 месяцев, сказал Эспиноса Bloomberg TV ранее в мае.
Более двух десятилетий назад Nissan оказался в аналогичной ситуации, со слабой линейкой продуктов и сокращающимися финансами.
Тогда японское правительство одобрило новаторскую сделку: объединение капитала Nissan с Renault SA. Французский автопроизводитель пригласил Карлоса Гона, который отвел японского производителя от края пропасти и начал восстанавливаться. В 2018 году Гон был арестован в Японии и обвинен в занижении своей компенсации, обвинения, которые он отрицал до и после бегства из страны в 2019 году.
С тех пор Nissan изо всех сил пытается восстановить свои позиции.
Теперь, по словам Йошиды, если Nissan получит значимую поддержку по японским правительственным каналам, «трудно представить, что компания может позволить себе роскошь отказаться от нее».