Индия инвестирует $10 миллиардов в создание собственного нефтяного флота

Индия разрабатывает амбициозный план по укреплению своей энергетической безопасности через масштабное развитие отечественного танкерного флота.

Согласно информации от осведомленных источников, третий по величине импортер нефти в мире намерен вложить колоссальную сумму в 850 миллиардов рупий (эквивалент 10 миллиардов долларов) на приобретение 112 танкеров для транспортировки сырой нефти к 2040 году.

Текущая ситуация весьма показательна: государственные нефтяные компании Индии эксплуатируют устаревающий флот, большая часть которого фрахтуется у международных перевозчиков. Министерства судоходства и нефти страны решительно настроены изменить такое положение дел. Первоначальный этап стратегии предусматривает закупку 79 судов, из которых 30 будут представлять танкеры среднего водоизмещения.

«Это хороший шаг с точки зрения энергетической безопасности, поскольку зависимость от Китая по многим из этих услуг высока», — отмечает Раджив Джалота, ранее занимавший пост председателя государственного Mumbai Port Trust.

Примечательно, что уже в текущем месяце ожидается оформление заказа на приобретение первых 10 танкеров. При этом власти Индии делают однозначный акцент на развитии отечественного судостроения — рассматриваться будут исключительно корабли местной постройки, хотя сотрудничество с иностранными партнерами не исключается.

Несмотря на глобальный тренд перехода к более экологичным источникам энергии, Индия планирует значительное расширение мощностей по переработке сырой нефти — с нынешних 250 миллионов тонн до внушительных 450 миллионов тонн к концу текущего десятилетия. Такой рост обусловлен возрастающим спросом на нефтепродукты как внутри страны, так и за ее пределами. Для государства, критически зависящего от импорта сырой нефти, создание собственных транспортных мощностей становится стратегическим императивом.

В количественном выражении стратегия выглядит следующим образом: планируется увеличить долю танкеров отечественного производства с нынешних 5% до 7% к 2030 году. В дальнейшей перспективе этот показатель должен достигнуть 69% к 2047 году — сроку, к которому Индия стремится обрести статус развитой державы.

Правительство премьер-министра Нарендры Моди уже предприняло конкретные шаги в этом направлении, объявив в текущем году о создании специального фонда в размере 250 миллиардов рупий для поддержки морского сектора страны. Одна из ключевых целей данной инициативы — снижение зависимости от иностранных судов и укрепление местных судостроительных возможностей.

Амбиции Индии не ограничиваются нефтеперевозками. Источники указывают, что страна также планирует наращивать судоходные мощности для транспортировки угля, удобрений и стали, с аналогичным акцентом на корабли отечественной постройки.

Однако реализация этих планов сталкивается с объективными трудностями. Судостроительная промышленность Индии находится в начальной стадии развития и пока не обладает необходимым масштабом из-за ограниченного спроса на суда. По мнению экспертов, экономия от масштаба может быть достигнута только тогда, когда глобальные судостроительные компании начнут строить в Индии корабли для мирового рынка.

Разница в производственных возможностях наглядно демонстрируется сравнением: крупнейший нефтяной танкер индийской постройки MT Maharshi Parashuram имеет длину 238 метров и дедвейт 93 332 метрических тонны, что значительно уступает китайскому супертанкеру Oceania компании Minsheng Financial Leasing с длиной 380 метров и дедвейтом 441 584 метрических тонны.

Для преодоления этого разрыва правительство Индии активно приглашает судостроительные компании из Японии и Южной Кореи, предлагая различные стимулы. Уже известно о переговорах южнокорейской HD Hyundai Heavy Industries Co. с индийской государственной верфью Cochin Shipyard Ltd. касательно нового предприятия в прибрежном городе Кочи. Также сообщается о контактах с Samsung Heavy Industries Co. и японской Nippon Yusen KK (NYK Line).

«Мир нуждается в разработке альтернатив», — подчеркивает Раджив Джалота, выражая общее стратегическое видение этой инициативы.