
Несмотря на то, что Дональд Трамп временно отложил введение наиболее жестких тарифных мер, европейские компании активно готовятся к возможным изменениям в торговых отношениях с США. Американский рынок критически важен для Европы, представляя более 20% всего экспорта ЕС с годовым объемом трансатлантической торговли около 865 миллиардов евро.
Европейский бизнес применяет различные стратегии адаптации. Некоторые увеличивают товарные запасы на американской территории, другие пересматривают ценовую политику, а третьи реорганизуют производственные мощности. Эксперт McKinsey & Company Варун Мария советует компаниям формировать управленческие команды, способные быстро реагировать на изменения.
Автомобильная промышленность Европы оказалась под особым давлением. Audi временно прекратила импорт в США, осознавая, что популярная модель Q5 может облагаться совокупным налогом более 52%. Mercedes-Benz ускоряет импорт премиальных моделей до введения новых тарифов, Volvo планирует расширить производство на заводе в Южной Каролине, а Volkswagen уже предупредил дилеров о грядущем повышении цен на импортируемые автомобили.
Некоторые компании оказались в выигрышном положении благодаря уже существующим планам развития в США. Швейцарская химическая компания Clariant переносит часть производства на свой завод во Флориде. Фармацевтический гигант Novartis объявил об инвестициях в размере 23 миллиардов долларов в американские операции в течение следующих пяти лет. Британский производитель протеиновых коктейлей Applied Nutrition готов ускорить запуск производственной линии в США при необходимости.
Однако для компаний, чья идентичность неразрывно связана с местом происхождения, ситуация выглядит сложнее. Швейцарский производитель армейских ножей Victorinox не планирует размещать производство за пределами Швейцарии, хотя США составляют более пятой части всех мировых продаж компании. Генеральный директор Карл Эльснер признает, что тарифы могут серьезно повлиять на прибыль компании, и они изучают возможности корректировки цен без значительной потери доли рынка.
Шотландская твидовая промышленность, едва оправившаяся от влияния Brexit на европейские продажи, также оказалась в затруднительном положении. Компания Peter Christian сократила маркетинговый бюджет в США и ввела 10% скидку для американских клиентов, назвав ее «обратными тарифами». Основатель итальянского бренда Diesel Ренцо Россо считает повышение цен на американском рынке неизбежным.
Интересно, что некоторые европейские компании могут получить неожиданные преимущества. Если страны введут ответные тарифы против американской продукции, европейские предприятия могут стать более конкурентоспособными на международных рынках. Applied Nutrition уже отмечает рост дистрибуции в Канаде и ожидает аналогичных тенденций в Японии и Китае, поскольку британские бренды становятся более привлекательными по сравнению с дорожающими американскими товарами.
Французская компания Backmarket, специализирующаяся на восстановленной электронике, за последние дни более чем вдвое увеличила продажи в США. Это связано с ожидаемым повышением цен от таких компаний как Apple, которые особенно подвержены влиянию тарифов из-за производственных цепочек, включающих Китай.
«Если вы поставите себя на место американского потребителя, покупка восстановленного продукта уже будет дешевле, чем покупка нового. Теперь это станет намного, намного дешевле», — отмечает генеральный директор Тибо Хуг де Лароз.
«Европа не выбирала и не заинтересована в этой торговой войне. Несмотря ни на что, США остаются самыми важными экономическими отношениями ЕС», — подчеркивает эксперт по торговле Никлас Пуатье из аналитического центра Bruegel .