Малые пенсионные фонды пристроить не удалось. Они массово закрываются.
Негосударственные пенсионные фонды (сокращенно НПФ) массово сдают лицензии. Основная причина – рост регуляторной нагрузки.
Эксперты предупреждают: если ситуация не изменится, до конца года останется не более 60 НПФ по всей стране. Многие закроются за счет самоликвидации.
Кстати, просто взять и уйти с рынка оказалось нелегко. Чтобы полностью прекратить свою деятельность, негосударственные пенсионные фонды должны разыскать своих клиентов. В том числе и тех, с которыми давно потеряна связь. Некоторые компании уже нанимают частных детективов.
Какие фонды закроются?
В первую очередь, это «Межрегиональный» и «Сибирский сберегательный» фонды, принадлежащие Олегу Михасенко.
Оба фонда были созданы еще в середине 90-х. Однако работа с пенсионными накоплениями оказалась неудачной. В начале года суммарные активы двух фондов превысили 475 миллионов рублей, тогда как аккумулированные резервы едва перевалили за 102 миллиона.
В апреле 2018 года регулятор удовлетворил отказ от дальнейшей деятельности фонд «Губернский». В начале 2018 года его активы составляли порядка 212 миллионов. В декабре прошлого года закрылся НПФ «Выбор» со сравнительно скромными активами в 145 миллионов руб, в декабре 2016 – негосударственный пенсионный фонд «Золотой век» (денежные активы – 151,4 миллиона рублей).
«Раньше таких тотальных, и к тому же добровольных отзывов лицензии у нас не было», – отмечает директор комитета по развитию малых фондов Ассоциации НПФ Алексей Морозов.
По его прогнозам, до конца года от двух до пяти НПФ могут последовать примеру «Сибирского сберегательного» и добровольно сдать лицензию.
В настоящее время в России действуют 65 НПФ. Между тем, в систему гарантирования вкладов входят всего 38 пенсионных фондов.