Последняя атака Трампа на ФРС усиливает растущую стоимость долга

Дональд Трамп по-новому оформил свой многомесячный призыв к Федеральной резервной системе снизить процентные ставки: это важно для снижения стоимости государственного долга.

Вскоре после возвращения в Белый дом на второй срок президент начал оказывать давление на Джерома Пауэлла. Теперь Трамп говорит, что снижение ставок необходимо для устранения того, что стало одной из главных причин огромного дефицита федерального бюджета.

Данные Казначейства на прошлой неделе показали, что за последние восемь месяцев правительство потратило около 776 миллиардов долларов на проценты по федеральному долгу. Это на 7% больше, чем за тот же период предыдущего финансового года, когда процентная нагрузка уже поднялась до самого высокого уровня с 1990-х годов.

Подсчет, который в настоящее время значительно превышает сумму, потраченную на оборону, отражает как гораздо более высокий размер непогашенного долга — после расходов на Covid и нескольких раундов снижения налогов в этом столетии, — так и наследие более высоких процентных ставок от борьбы ФРС с инфляцией. Moody’s Ratings отметило рост стоимости долга как ключевую причину для понижения суверенного рейтинга США в прошлом месяце.

«Я хотел бы, чтобы этот парень снизил процентные ставки, потому что если он этого не сделает, нам придется заплатить», — сказал Трамп во время встречи в Белом доме 12 июня, имея в виду Пауэлла.

Президент утверждал, что снижение ставок ФРС на 2 процентных пункта может сэкономить 600 миллиардов долларов в год на процентных расходах.

Экономисты предупреждают, что такой шаг, скорее всего, приведет к неприятным последствиям. Снижение ставок, даже если базовая экономика в этом не нуждается, рискует вызвать опасения по поводу более высокой инфляции. Снижение спроса на казначейские облигации приведет к еще большему росту доходности облигаций, что усугубит процентный счет правительства.

«Если это не оправдано макроэкономическими условиями, снижение процентных ставок вызовет более высокую инфляцию и, в конечном итоге, более высокие номинальные процентные ставки», — сказал Майкл Фероли, главный экономист по США в JPMorgan Chase & Co.

Министр финансов Скотт Бессент в начале работы администрации заявил, что он и Трамп сосредотачиваются на доходности 10-летних казначейских облигаций, а не на ставке овернайт ФРС. Но Трамп вернулся к той же аргументации, что и во время своего первого срока: Пауэлл и его коллеги должны снизить свою учетную ставку.

На прошлой неделе Трамп дал понять, что его беспокоит волна долга со сроком погашения, который необходимо будет рефинансировать гораздо дороже, чем когда он был выпущен. Еще в 2020 году продажи долговых обязательств США резко выросли, чтобы оплатить пакеты помощи в связи с пандемией, и большая часть этих средств теперь подходит к концу. Анализ Nomura Holdings показывает, что долг США составляет более 7 триллионов долларов, который должен быть погашен к концу года.

«В краткосрочной перспективе снижение процентных ставок почти наверняка окажет существенное влияние на снижение процентного бремени правительства США», — сказал Дэвид Сейф, главный экономист по развитым рынкам в Nomura.

Но выгоды «могут быть кратковременными» благодаря растущим инфляционным ожиданиям, которые в конечном итоге привели к росту процентных расходов, сказал он.

Дебаты по поводу аргументов Трампа происходят как раз в тот момент, когда республиканцы обсуждают новый пакет мер по снижению налогов, который, по мнению фискальных наблюдателей, еще больше увеличит потребности США в заимствованиях в ближайшие годы. Администрация пыталась успокоить фискальных ястребов в том, что доходы от тарифов и более быстрый экономический рост более чем компенсируют затраты на снижение налогов. Экономия на процентах может быть еще одним элементом аргументации Трампа.

В своем подсчете стоимости версии налогового законопроекта Палаты представителей внепартийное Бюджетное управление Конгресса оценило стоимость обслуживания долга в 551 миллиард долларов за 10-летний период.

Но снижение ставок для снижения государственных расходов не является частью уставной работы ФРС. Конгресс поручил МТ сосредоточиться на стабильности цен и максимальной занятости. В противном случае существует риск подрыва доверия к центральному банку и его восприятия независимости от Белого дома.

«Фискальная ситуация не является мандатом ФРС. Они должны снижать ставки только в том случае, если экономика ослабевает или они чувствуют, что ставки высоки по сравнению с их оценкой нейтральности, а не для спасения финансовой ситуации», — сказала Стефани Рот, главный экономист Wolfe Research.

Что еще хуже, сказал Фероли из JPMorgan, если инфляция возобновится вслед за новыми снижениями ставок ФРС, возвращение цен под контроль «может потребовать болезненной рецессии, которая снизит номинальные доходы и налоговые поступления, что еще больше усугубит фискальную ситуацию».