Китай сталкивается с нехваткой запчастей для Boeing, в то время как Comac накапливает запасы

Китай готовится к зиме торговой войны без самолетов и запчастей для самолетов американского производства.

В связи с тем, что Китай запретил полеты самолетов Boeing Co. в ответ на тарифы президента Дональда Трампа, о чем во вторник сообщило агентство Bloomberg News, местные авиакомпании теперь сталкиваются с проблемой ремонта и обслуживания сотен самолетов американского производителя в своем нынешнем парке.

Они также должны найти новые самолеты, чтобы восполнить нехватку Boeing, что непростая задача, учитывая, что производственные мощности Airbus SE ограничены, а местный производитель Commercial Aircraft Corp of China Ltd. полагается на двигатели американского производства.

На данный момент авиакомпании и лизинговые фирмы за последние пару лет создали буфер запасных частей — как от производителей самолетов, так и от покупателей старых самолетов — которые должны помочь отрасли справиться с краткосрочными потребностями, информируют источники, знакомые с этим вопросом.

По словам одного из источников, Comac также запаслась двигателями для строительства десятков самолетов в этом году, в то время как китайские правительственные чиновники рассматривают возможность обращения к Airbus с просьбой поставить любые новые самолеты с дополнительным набором двигателей.

Даже если эти двигатели могли быть произведены американскими компаниями или иметь американские компоненты, они не будут взиматься, если они прибудут прикрепленными к самолету французского производителя.

Представители Comac не ответили на просьбу о комментарии.

Тем не менее, это краткосрочные решения, которые подчеркивают, что самолеты представляют собой огромную уязвимость для экономики Китая и область, где она все еще сильно зависит от американских и западных промышленных технологий.

Слабость такова, что некоторые аналитики во вторник предположили, что пауза в поставках может быть скорее тактикой переговоров.

«Мы были бы удивлены, если бы задержка была продлена, учитывая важность американских запчастей для китайского флота», — заявили аналитики RBC Capital Markets LLC во главе с Кеном Гербертом.

Любое ограничение на импорт новых запчастей для самолетов, необходимых для поддержки существующего флота, будет «трудно для Китая поддерживать в течение длительного периода времени».

В прошлую пятницу Китай обнародовал ответные тарифы в размере 125% на американские товары с 12 апреля, что стало последней эскалацией, которая началась, когда Трамп ввел надбавку США, направленную на снижение торгового дефицита Америки. С учетом 20-процентного сбора, взимаемого ранее в этом году за роль Китая в незаконном обороте фентанила, ставка тарифов США в отношении Китая в настоящее время составляет 145%.

Во вторник Трамп раскритиковал Китай за отказ от «большой сделки с Boeing», подписанной во время его первого правления, и призвал Китай обратиться к нему, чтобы начать переговоры для разрешения торговой борьбы.

Запасы двигателей Comac во многом связаны с тем, что в этом году компания ожидала заказов от перевозчиков из Гонконга, Ближнего Востока и Вьетнама, сказал один из источников.

Китайский производитель C919 — это узкофюзеляжный самолет, предназначенный для конкуренции с семействами Airbus A320 и Boeing 737 и способный вместить от 158 до 192 пассажиров.

В нем используются двигатели CFM International LEAP-1C и авионика от Honeywell International Inc. и Rockwell Collins, которые в настоящее время входят в состав Collins Aerospace, компании Raytheon Technologies. CFM является совместным предприятием GE и французской Safran SA.

Гидравлические системы для шасси поставляются компанией Parker Aerospace в США, в то время как некоторые из систем кабины поставляются компанией Eaton Corp., штаб-квартира которой находится в Дублине.

C929 от Comac — это широкофюзеляжный коммерческий самолет, который призван конкурировать с Boeing 787 Dreamliner и Airbus A330neo на рынке дальнемагистральных перевозок.

У Comac также есть ARJ21, или недавно переименованный в C909, реактивный самолет, меньший по размеру турбовентиляторный двигатель, способный перевозить до 97 пассажиров и совершать короткие полеты.

Он используется несколькими китайскими перевозчиками, а также авиакомпанией TransNusa Airlines в Индонезии. C929 все еще находится в разработке, и C919 не получил зеленый свет от других регуляторов авиационной безопасности для полетов за пределы Китая или Гонконга, что означает, что он используется только китайскими авиакомпаниями внутри страны.

По данным поставщика авиационных данных Cirium, в этом году Boeing поставил в Китай 13 самолетов 737 Max и три 787, а до конца 2025 года запланировано 28 самолетов Max и один 787.

«Официально на долю китайских операторов приходится 2% портфеля заказов Boeing по единицам, хотя, вероятно, есть некоторые самолеты для Китая в 12% портфеля, покупатель которого не раскрывается», — написали аналитики Cirium ранее в этом месяце.

В конечном счете, аналитики считают, что китайским авиакомпаниям придется снова найти способ получить доступ к запчастям для самолетов американского производства, независимо от торговой войны.

Герберт из РБК сказал, что Сингапур, который является авиационным узлом и домом для ряда мастерских по техническому обслуживанию самолетов, может восполнить этот пробел.

«Сингапур мог бы стать обходным путем для доставки запчастей и услуг для американских самолетов в Китай», — написал он в заметке от 15 апреля.