Санкции играют все большую роль в современной геополитике и используются по целому ряду причин — от поощрения прав человека до противодействия ядерному распространению.
Санкции могут быть направлены против государств, отдельных лиц или организаций и принимать различные формы, включая запреты на поездки, «заморозку» активов и торговые эмбарго.
Совет Безопасности ООН вводил санкции более 20 раз с момента окончания «холодной войны», как правило, в тех случаях, когда дипломатия уже потерпела неудачу и военные варианты не являются жизнеспособными.
ЕС вводил санкции более 30 раз, в дополнение к тем, которые были санкционированы ООН.
В свою очередь США используют экономические и финансовые санкции намного чаще, чем любая другая страна.
Нежелание ввязываться в иностранные конфликты является основным фактором растущей популярности санкций.
«Если вы хотите оказать давление на правительство, то нет ничего другого между дипломатией и военными действиями, как экономические санкции», — сказал бывший посол Великобритании в ООН Джереми Гринсток.
«Военные действия становятся все более непопулярными и во многих отношениях неэффективными в современном мире, ориентированном на легитимность, и слова не работают с жесткими режимами», — добавил Гринсток.
Как часто санкции оказываются неэффективными?
Эксперты провели исследования и рассмотрели более 100 случаев введения различных санкций и пришли к выводу, что санкционные меры были частично успешными только в 34% случаев.
Среди наиболее заметных неудач было торговое и туристическое эмбарго США в отношении Кубы, которое длилось более пяти десятилетий и не достигло ни одной из политических целей Вашингтона.
Полвека санкций на Кубе так и не спровоцировали народного восстания, не вынудили Кастро и союзников уйти от власти, не обеспечили демократию, не способствовали экономической либерализации, не разорвали связи режима с другими коммунистическими системами, не остановили притока иностранных инвестиций и не достигли ни одной цели, для которой они вводились.
Данные свидетельствуют о том, что чем дольше продлятся санкции, тем меньше вероятность их успеха. Это отражает усталость навязывающих их стран, а также растущий опыт уклонения от санкций.
Например, Северной Корее уже более десяти лет удается обходить санкции ООН.
Для Ким Чен Ына торговые пути остаются открытыми, позволяя стране зарабатывать иностранную валюту для поддержания экономики и финансирования своей программы ядерного вооружения.
Санкции очень часто оказывают незначительное влияние на правящую или военную элиту. Зачастую они наносят «удар» по обычным людям, а не по руководству, которое является реальной мишенью для давления.
На сайте Всемирного экономического форума сообщается, что санкции, введенные из-за Украины в отношении России в 2014 году, способствовали не только росту популярности Владимира Путина, но и росту российского патриотизма.
«Ограничения, введенные в отношении России западными странами, могут иметь непреднамеренные последствия», — говорится в этом же сообщении.
Были ли санкции когда-нибудь успешными?
Были, но скорее всего, частично.
Эксперты говорят, что целенаправленные санкции заставили Иран сесть за стол переговоров в 2015 году и договориться о сокращении ядерной программы.
Хотя другие эксперты утверждают, что сокращению ядерной программы Ирана и заключение сделки способствовала реальная угроза военных действий.
Широкомасштабные экономические санкции, бойкоты и частные изъятия, введенные против Южной Африки в 1980-х годах, способствовали падению режима апартеида.
Но, опять же, эксперты утверждают, другие основные факторы оказали влияние на падение режима.
Ли Джонс, автор книги «Общества в осаде: изучение того, как работают (не работают) международные экономические санкции», утверждает, что экономика Южной Африки фактически расширилась под международными санкциями.
По утверждению Джонсона, не санкции положили конец апартеиду в Южной Африке, а серьезное давление на сильно мобилизованную «черную» коалицию.
В заключении
Факты говорят о том, что введение экономических санкций не всегда приводит к политической выгоде.
В большинстве случаев санкции не достигали своих внешнеполитических целей, и даже когда они оказывались действенными, неясно, было ли их введение решающим фактором.